Женский клуб
женский журнал

Виды любви

Несмотря на многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви, оно до сих пор не найдено. Еще в Древней Греции существовала теория о двух видах любви: любовь-эрос, проявляющаяся как потребность и жажда обладания предметом своей страсти, и любовь, выражающаяся в бескорыстной самоотдаче, растворении любящего в заботе о любимом. Сущность любви в идеале - слияние двух индивидуальностей в единое целое, совершенное соединение двух Я в одно большое Мы.

Ничто на свете по яркости ощущений нельзя сравнить с чувством, которое возникает при виде «того самого единственного и неповторимого». Чувство любви проявляется в несколких формах: в форме любви мужчины и женщины, братской любви, любви родителей и детей, любви человека к самому себе, фанатичной любви к кумиру и т.д.

Любая форма любви основана на существовании у человека сложного комплекса моральных, нравственных, духовных и интеллектуальных качеств, составляющих основу личности и позволяющих ему выделить любимого или любимую среди множества других людей. Основополагающей чертой чувства любви, как и дружбы, является ее мотивационная сущность. Настоящая любовь по мере своего развития становится одной из основных внутренних первичных потребностей человека. Это потребность в совершении бескорыстных дел, совершении часто безрассудных, вредящих самому человеку поступков ради объекта любви. Все виды любви - к человечеству, стране или даже к абстрактным образам, тем или иным объектам, явлениям - рассматриваются как проявления основной наиболее выраженной инстинктивной силы и сверхположительного отношения к ним.

Эротическая, или половая, любовь представляет собой только небольшую часть этой системы биологических потребностей человека. Значимость ее для человека очевидна. Это один из базисных инстинктов, одна из базисных потребностей, связанная, в частности, с другим базисным инстинктом - врожденной потребностью продолжения рода. Несомненна важность сексуального инстинкта как проявления потребности продолжения рода. К сожалению, эротическая, или половая, любовь в настоящее время именуется просто секс. О нем пишут, говорят, обсуждают, но, как справедливо заметил С. Агарков в своем очерке «Волна и пена сексуальной революции», проблем в этой сфере меньше не стало.

Сексуальная революция — противоречивый процесс. Ее результатом, с одной стороны, стало терпимое отношение к сексуальности, понимание того, что она представляет собой важный аспект общественной и личной жизни, одно из проявлений свободы, а с другой стороны — негативные последствия, обусловленные тем, что многие запретительные нормы потеряли свое значение, а новые нормы внутреннего регулирования еще не сложились. Например, наиболее распространенная в прошлом форма половой жизни до вступления в брак и вообще вне брака - проституция - в известной степени утратила свое значение, но не исчезла. Теперь в западной цивилизации, к которой относит себя и Россия, секс до брака не возбраняется.

Влюбленность является особым видом любви. Следует отметить разницу между длительным, устойчивым чувство любви и чувством мгновенной влюбленности, когда человек руководствуется только некоторыми первичными и часто обманчивыми впечатлениями. Отличительной чертой и, как правило, причиной состояния влюбленности является то, что человек часто видит в предмете любви тот идеал, который он сформировал в своем воображении, т.е. он проецирует на внешний мир свои нормы и предпочтения и наделяет некий объект набором идеальных качеств и характеристик. Поэтому с течением времени при более внимательном знакомстве с человеком, при более полном и глубоком узнавании черт его характера влюбленность или проходит, или переходит в любовь, или в фанатичную любовь.

Фанатичная любовь к кумиру основана на том, что человек не в состоянии реально оценить качества объекта любви, его характер, отношение к другим людям. Такой вариант любви достаточно распространен и, как правило, связан с определенным дисбалансом между силой эмоций и выраженностью потребностей в духовных, идеальных качествах объекта любви, таких, как наличие добра, справедливости, таланта, нравственности, а также с отсутствием критической, объективной оценки реальных качеств предмета обожания, составляющих основу любого чувства.

Любовь-поклонение - это форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается как «великая любовь». В современном мире этот вид псевдолюбви весьма распространен. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности собственного Я благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность «поклоняться» любимому человеку. Он отчужден от своих собственных сил и проецирует их на любимого человека, которого почитает за воплощен нелюбви, света, блаженства. В этом процессе он лишает себя ощущения собственной силы, теряет себя влюбимом человеке вместо того, чтобы находить себя в нем.

В неразделенной любви один из партнеров с той или иной степенью объективности не видит в другом воплощения своего идеала. При этом интересно отметить, что люди становятся жертвами иллюзий: внешние характеристики объекта любви заслоняют душевные качества человека. В случаях неразделенной любви имеет место объективное расхождение личностных характеристик реального партнера и представлений о необходимых физических и духовных качествах любимого человека, т.е. рассогласование между реальностью и идеалом, что в конечном счете приводит к такому комплексному явлению, как отсутствие взаимности.

Сентиментальная любовь — форма псевдолюбви. Такая любовь переживается только в фантазиях, а не «здесь и сейчас», в существующих отношениях с другим реальным человеком. Наиболее широко распространенная форма такой любви - заместительное чувство любовного удовлетворения, переживаемое потребителями романов, экранных и журналистских любовных историй. Все неосуществленные желания любви, единства и близости находят удовлетворение в потреблении такой продукции.

Любовь к самому себе является нормальным явлением для человека. Это представление формировалось по мере развития общества, по мере все большего признания людьми важности личных интересов.

Можно сказать, что любовь — самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек.
Любовь в современном мире — относительно редкое явление, и ее место занимают разные формы псевдолюбви, которые на деле представляют собой формы разложения любви. Современный человек отчужден от себя, от своих ближних, от природы, и каждый, стараясь быть как можно ближе к другим, остаётся крайне одиноким, испытывая глубокие чувства тревоги и вины, которые всегда появляются там, где человеческое одиночество не может быть преодолено.

К сожалению, «человеческое счастье» сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться — это значит получать Удовольствие от употребления (злоупотребления) товаров, зрелищ, пищи, напитков, людей, лекций, книг, кинокартин. Характер современного человека приспособлен к тому, чтобы обменивать и получать, торговать и потреблять; все предметы, как духовные, так и материальные, становятся объектом обмена и потребления. В современном обществе любовь как сексуальное взаимной удовлетворение и любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества - общепринятые формы обесценения любви.

Автор: Л.П. Шиповская

Навигация по сайту женского клуба
Женский клуб (Москва)
+7 495 517 4148